ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЗАИНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2024-2028 ГОДЫ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

Наименование Программы

Муниципальная программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Заинском муниципальном районе Республики Татарстан на 2024 ­2028 годы (далее - Программа)

Заказчик Программы

Исполнительный комитет Заинского муниципального района Республики Татарстан

Разработчик Программы

Отдел экономики Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан

Цель Программы

Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, на основе создания действенных механизмов его поддержки, вовлечения большего количества экономического активного населения в предпринимательство в различных сферах производства и оказания услуг.

Задачи Программы

  1. Совершенствование правовой базы, снижение административных барьеров, повышение качества оказания государственных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства;
  2. Обеспечение финансово-кредитной и имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства.
  3.  

поддержки субъектов малого предпринимательства.

  1.  

благоприятного            общественного       мнения       о

предпринимательстве.

  1. Подготовка квалифицированных кадров для малого предпринимательства.
  2. Поддержка и стимулирование предпринимательской инициативы, в том числе содействие развитию самозанятости населения.
  3. Повышение инвестиционной привлекательности Заинского муниципального района.
  4. 8.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы:

  1. Численность занятых на малых и средних предприятиях, с учетом индивидуальных предпринимателей (в том числе самозанятые), человек;
  2. Доля малого и среднего предпринимательства в валовом территориальном продукте района, %;
  3. Количество малых и средних предприятий, ед.;
  4. Количество индивидуальных предпринимателей, ед.;
  5. Доля закупок заказчиков, участниками которых
 
 

 

 

являются только субъекты МСП, %;

  1. Объем налоговых поступлений в консолидиро­ванный бюджет от деятельности предприятий малого и среднего предпринимательства, млн. руб.

Сроки реализации Программы

2024-2028 годы

Исполнитель Программы

Исполнительный комитет Заинского муниципального района

Соисполнители Программы

Субъекты малого и среднего предпринимательства, отделы и структурные подразделения исполнительного комитета Заинского муниципального района, учреждения, организации.

Объемы и источники финансирования Программы Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (по цели и задачам)

Общий объем финансирования 175 750,0 тыс. рублей, в т.ч.  за счет средств местного бюджета 750 тыс. руб. (ежегодно по 150 тыс. руб.), 175 млн. руб. средства предприятий

2024 год – 25 150 тыс. рублей;

2025 год – 30 150 тыс. рублей;

2026 год – 35 150 тыс. рублей;

2027 год – 40 150 тыс. рублей;

2028 год – 45 150 тыс. рублей;

Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при формировании проекта бюджета Заинского муниципального района на соответствующий год и плановый период.

Основные результаты реализации программы

  1. Численность занятых на малых и средних предприятиях, с учетом индивидуальных предпринимателей (в том числе самозанятые), человек:

2024 г. - 6501

2025 г. - 6624

2026 г. - 6750 

2027 г. - 6878

2028 г. – 7009

 Ожидаемый конечный результат: Рост среднесписочной численности занятых на предприятиях МСП, с учетом индивидуальных предпринимателей (в том числе самозанятых) в 2028 году составит 10,0 % к уровню 2023 года.

 

  1. Доля малого и среднего предпринимательства в валовом территориальном продукте района, %:

2024 г. – 12,1

 
 

 

 

2025 г. – 12,3

2026 г. – 12,5

2027 г. – 12,8

2028 г. – 13,1

Ожидаемый конечный результат: Рост доли малого и среднего предпринимательства в валовом территориальном продукте в 2028 году составит 12,0 % к уровню 2023 года.

3. Количество малых и средних предприятий, ед.:

2024 г. - 295

2025 г. - 298

2026 г. - 301

2027 г. - 304

2028 г. - 308

Ожидаемый конечный результат: Рост количества малых и средних предприятий в 2028 году составит 5,4 % к уровню 2023 года.

  1. Количество индивидуальных предпринимателей, ед.:

2024 г. - 1099

2025 г. - 1105

2026 г. - 1110

2027 г. - 1116

2028 г. - 1121

Ожидаемый конечный результат: Рост количества индивидуальных предпринимателей в 2028 году составит 2,4 % к уровню 2023 года

  1. Доля закупок заказчиков, участниками которых являются только субъекты МСП, %;

2024 г. – 78,5

2025 г. – 79,2

2026 г. – 80,0

2027 г. – 81,0

2028 г. – 82,0

Ожидаемый конечный результат: Увеличение доли закупок, участниками, которых являются только субъекты МСП к 2028 году составит 5,1 % к уровню 2023 года

 

 
 

 

 

6. Объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет от деятельности предприятий малого и среднего предпринимательства, млн.руб.

2024 г. – 114,1

2025 г. – 117,2

2026 г. – 121,5

2027 г. – 127,0

2028 г. – 135,4

 

Ожидаемый конечный результат: Увеличение объема налоговых поступлений в консолидированный бюджет от деятельности предприятий малого и среднего предпринимательства в 2028 году составит 23,4% к уровню 2023 год

Организация контроля за выполнением Программы

Исполнительный комитет Заинского муниципального района осуществляет организацию, координацию и контроль за реализацией мероприятий по выполнению Программы.

 

 

  1. КРАТКОЕ ВВЕДЕНИЕ

       Развитие малого и среднего предпринимательства в Заинском районе является важнейшим фактором в обеспечении стабильности экономического развития. Наличие в экономике района хорошо развитого сектора малого и среднего бизнеса способствует увеличению валового внутреннего продукта, росту занятости и улучшению качества жизни населения, увеличению доходной части бюджета.

      Выполнить свою социально-экономическую роль малое и среднее предпринимательство сможет только при наличии благоприятных условий для его деятельности.

      Нарастание общих тенденций развития кризисных явлений в мировой экономике, экономике России, в том числе за счет введенных санкционных режимов, нарастания уровня конкуренции как на внешних, так и на внутренних рынках, определяет необходимость реализации программы развития малого и среднего предпринимательства, повышения конкурентоспособности местных производителей и улучшения структуры экономики района.

      Разработка данной программы обусловлена необходимостью применения программно-целевого подхода к вопросу решения задач развития малого и среднего предпринимательства. Требуется согласованность целей, задач и базовых индикаторов с программами социально-экономического развития Республики Татарстан, Заинского муниципального района, приоритетными задачами развития региона.

      Основанием для разработки настоящей муниципальной программы (далее - Программа или МП) является Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ".

      Формирование конкретного плана мероприятий, определение четких целей, задач, ответственных и сроки их реализации позволит обеспечить достижение необходимых показателей в ограниченных временных рамках.

       Настоящая программа определяет перечень мероприятий, направленных на развитие предпринимательства в Заинском муниципальном районе.

  1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
    1. Цели и задачи муниципальной программы развития МСП в Заинском муниципальном районе на 2024-2028 гг.

      Цель программы: Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, на основе создания действенных механизмов его поддержки, вовлечения большего количества экономического активного населения в предпринимательство в различных сферах производства и оказания услуг, а также повышение роли малого и среднего предпринимательства в решении задач социально-экономического развития Заинском муниципального района.

       Задачи программы:

  • Совершенствование правовой базы, снижение административных барьеров, повышение качества оказания государственных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства;
  • Обеспечение финансово-кредитной и имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
  • Обеспечение информационно-консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
  • Формирование положительного имиджа и благоприятного общественного мнения о предпринимательстве.
  • Подготовка квалифицированных кадров для малого предпринимательства.
  • Поддержка и стимулирование предпринимательской инициативы, в том числе содействие развитию самозанятости населения.
  • Повышение инвестиционной привлекательности Заинского муниципального района.
    1. Анализ текущей ситуации, оценка проблем развития МСП в
      Заинском муниципальном районе

        Развитие малого и среднего предпринимательства является приоритетной и неотъемлемой частью политики Заинского муниципального района, направленной на обеспечение социально-экономического развития региона.

        В настоящее время в обеспечение развития малого и среднего предпринимательства в Заинском муниципальном районе и городе Заинск существует система поддержки, сформированная на федеральном, республиканском и местном уровне.

        Осуществляется большой перечень мер поддержки развития малого и среднего предпринимательства:

  • поддержка систем лизинга оборудования и субсидирования затрат субъектов МСП, включая субсидирование затрат на приобретение оборудование и уплату взносов, субсидирование затрат на развитие инфраструктуры, реализацию мероприятий по энергосбережению, а также на разработку и внедрение инновационной продукции;
  • предоставление микрозаймов, направленных на развитие МСП по различным видам экономической деятельности;
  • разработана и действует система предоставления гарантий (поручительств), направленных на повышение доступности финансирования для субъектов МСП в условиях недостаточности залогового обеспечения;
  • функционирует система по предоставлению консультаций для субъектов МСП и лиц, планирующих открыть собственное дело, а также большое количество образовательных проектов и тренингов;
  • реализуются программы поддержки развития кооперации, личных подсобных хозяйств, начинающих фермеров и семейных ферм и другие формы поддержки предпринимательства;
  • проводятся мероприятия по продвижению продукции субъектов МСП, в том числе бизнес-миссии, конференций, обучающие мероприятия, а также выставочно­ярмарочные мероприятия;

          - другие меры поддержки.

        Особое внимание в республике уделяется развитию имущественной инфраструктуры поддержки предпринимательства: особых экономических зон, индустриальных парков, технопарков, промышленных площадок муниципального уровня.

       Сформированы и активно развиваются кластеры в отраслях нефтехимии, машиностроения, медицинских инструментов и оборудования, автомобилестроения, агропромышленного комплекса и строительства.

       Продолжается развитие специализированных многофункциональных центров, ориентированных на предоставление услуг субъектам предпринимательства и гражданам, планирующим начать предпринимательскую деятельность, что позволит минимизировать временные затраты предпринимателей при доступе к информации, услугам и государственной поддержке.

       На поддержку развития предпринимательства направлена деятельность большого количества организаций: НО «Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан», Гарантийный фонд Республики Татарстан, Ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса, АО «Корпорация МСП», ОАО «Корпорация экспорта Республики Татарстан, отраслевые кластеры и другие.

       Для эффективного решения вопросов предпринимательской деятельности 25 августа 2014 года постановлением Главы Заинского муниципального района был создан Общественный совет предпринимателей при Главе Заинского муниципального района Республики Татарстан. Совет призван решать вопросы местного значения.

        В районе в течении 10-и лет (с декабря 2014г.) действует Экономический Совет, где рассматриваются значимые для района проекты, также субъектов малого бизнеса. За этот период проведено 172 заседания Экономического Совета, в том числе 93 – по рассмотрению проектов малого и среднего бизнеса.

       Советы являются связующим звеном между предпринимателями и властью.

       В Заинском муниципальном районе на сегодняшний день существуют следующие проблемы развития малого и среднего бизнеса:

  • несовершенство нормативно-правовой базы, требуется упростить и оптимизировать системы налогообложения;
  • недостаток комплексного сопровождения начинающих предпринимателей, который позволил бы получить, с одной стороны, свободный доступ к ресурсам, а с другой - базовые знания;
  • низкий уровень подготовки многих руководителей субъектов малого и среднего предпринимательства и индивидуальных предпринимателей в вопросах правового, финансового, налогового законодательства;
  • недостаточное количество бизнес - инициатив;
  • низкая предпринимательская активность экономически активного населения, в том числе из-за неопределенности экономической ситуации;
  • ограниченный доступ малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в связи с высокой стоимостью кредитных ресурсов и отсутствия залогового обеспечения;

       Согласно ранее проведенным опросам, проблема доступа предпринимателей к финансовым ресурсам была выделена на первое место по значимости.

       Проблема недостаточной информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Заинском районе будет решена путем проведения семинаров, конференций, круглых столов, конкурсов с участием субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки предпринимательства, информационной поддержке СМСП в средствах массовой информации, в сети Интернет.

        В связи с этим, необходимо развивать систему комплексной муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства в увязке с уже имеющейся системой региональной и государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

  1. Развитие МСП в различных выбранных секторах экономики.

        В настоящее время в Заинском муниципальном районе свою деятельность осуществляют 1386 субъекта МСП.

        На начало 2024 года в Заинском муниципальном районе осуществляли свою деятельность 289 малых, 3 средних предприятий, а также 1094 индивидуальных предпринимателей.

        Количество субъектов малого предпринимательства по сравнению с 2022 годом увеличилось на 42 единицы.

        Среднесписочная численность работников, занятых на малых и средних предприятиях составила в 2023 году 6380 человека — это 22 % от общей численности работающих.

       Среднемесячная заработная плата на малых и средних предприятиях - 32,6 тыс. руб.

 

Таблица 1

Наименование показателей

2021 год

 

2022 год

 

2023 год

 

Число экономически активных субъектов предпринимательства, в том числе:

1329

1344

1386

малых предприятий, тыс. единиц

295

290

289

средних предприятий, единиц

3

3

3

индивидуальных предпринимателей, тыс. единиц

1031

1051

1094

Доля МСП в валовом территориальном продукте, процентов

6,6

11,6

11,8

Численность работников списочного состава по субъектам МСП, тыс. человек

5183

5582

6380

Среднемесячная заработная плата

29,68

31,86

32,65

 

 

       Из общего числа субъектов малого предпринимательства на сегодняшний день предприниматели района осуществляют деятельность в сфере транспортировки и хранения (29,4%), торговли (28,6%), строительства (10,8%), сельского хозяйства (6,1%), обрабатывающего производства (4,6%), профессиональной, научно-технической деятельности (3,5%), общественное питание (2,4%), туризм (0,2%), IT (0,8%), гостиничный бизнес (0,3%), прочие (13,3%).

      Среди важнейших предприятий обрабатывающего производства занимает –  ООО ЗАО «Заинский крекер» (численность работников – 98 71 человек). Компания разработала свой бренд, прошла сертификацию всей линейки своей продукции (выпускается более 50 наименований печенья и конфет). Вышла в федеральную сеть «Ашан», АО «Тандер». Ведет работу по условиям вхождения в другие республиканские и федеральные сети. Рост производства в 2023г. составил 2475,8%. Расширен ассортимент продукции за счет выпуска новой линейки продукции «Хлебцы» с различными полезными добавками для здорового питания. Выполняется государственный заказ для Минобороны России.

          В сфере хлебопечения функционируют 8 МСП. ООО «Заинск-хлеб» (численность 21 человек) – крупнейший среди производителей хлеба и хлебобулочных изделий района (выпускают 28 наименований продукции, занимает 55% рынка производства этого сегмента в районе). Основные заказчики продукции, услуг: магазины «Пятерочка», ООО «Агроторг», АО «Тандер», ООО «ТК Лето», ООО «Табыш», ЦСП «Ялта-Зай», ООО «Школьное питание». Регионы сбыта продукции – Заинский, Азнакаевский, Альметьевский районы.

          Высокой добавленной стоимостью обладает продукция ООО «Протон», выпускающее ингредиенты, применяемые при добыче нефти. Продукция используется в структурных подразделениях «Татнефть», российских малых нефтяных компаниях. В планах предприятия – выход на рынки Западной и Восточной Сибири, расширение контрактов с ведущими компаниями, производящими добычу нефти в этих регионах. Несмотря на небольшую численность (40 чел.), этот МСП вносит существенную лепту в формирование доходной части местного бюджета (ежегодно поступает не менее 10 млн.руб.).

         Одним из партнеров ПАО «Татнефть» стала компания ООО «Интерстрой», уже несколько лет выполняющая заказы нефтяных компаний по изготовлению металлоконструкций.

        Услуги сушки пиломатериалов, распиловки и острожки выполняет обособленное подразделение "Заинский деревообрабатывающий цех".

        ООО «Автофаворит» занимается изготовлением поддонов. Основной заказчик – заинское предприятие Филиал ООО «Завод ТЕХНО».

        Таким образом, сложившаяся в районе традиционная структура экономики будет меняться в сторону увеличения доли обрабатывающих производств за счет предприятий малого и среднего бизнеса. В ближайшие годы в этом секторе экономики будет создано не менее 60 новых рабочих мест. При этом малый и средний бизнес планирует развиваться в сферах деятельности, непривлекательных для крупного бизнеса. Это позволит, в свою очередь, обеспечить стабильные налоговые поступления, динамично осваивать новые виды продукции и экономические ниши.

      При определении приоритетных направлений поддержки малого и среднего предпринимательства района следует больше внимания уделять производственному сектору, предприятиям в сфере информационно­ коммуникационных технологий, содействовать инновационной активности малых и средних предприятий района.

      В связи с этим одной из важнейших целей данной программы является содействие диверсификации и развитию экономики района за счет следующих направлений:

  • производство и первичная переработка сельскохозяйственной продукции;
  • производство продуктов питания различных сроков хранения;
  • оказание коммунальных и бытовых услуг;
  • развитие производства строительных материалов, в том числе деревообрабатывающего производства;
  • производство товаров народного потребления;
  • оказание услуг в сферах досуга, отдыха, общественного питания, спорта, дошкольного воспитания и другие услуги.
    1. Развитие потребительского рынка.

Потребительский рынок занимает одно из значимых сегментов жизнеобеспечения Заинского муниципального района услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, способствует экономическому росту и росту занятости населения, развитию малого и среднего бизнеса, оказывает существенный вклад в бюджет Заинского района.

Потребительский рынок находится в непосредственной зависимости от других рынков, влияет на денежные доходы, платежеспособность населения, регулирует товарно-денежные отношения и поэтому создание условий эффективного развития потребительского рынка является одной из важнейших составляющих экономической политики района.

В Заинском муниципальном районе сформирована достаточно развитая инфраструктура потребительского рынка, которая характеризуется стабильностью, обеспечивает территориальную доступность и бесперебойное снабжение населения продовольствием, товарами и услугами первой необходимости.

Во всех поселениях района функционируют стационарные магазины продовольственных и непродовольственных товаров в непосредственной близости к потребителю, в пределах «шаговой» доступности.

На территории района функционируют 396 торговых объектов. Основная часть магазинов в районе реализует смешанный ассортимент товаров. Имеются магазины, специализирующиеся на продаже продовольственных и непродовольственных товаров, мяса, продукции мясопереработки; продаже запасных частей к автомашинам; продаже строительных и отделочных материалов.

Индивидуальные предприниматели и предприятия малого бизнеса принимают активное участие в ярмарках, проводимых на территории района. С целью продвижения на потребительском рынке продукции   товаропроизводителей района организуются выставки продажи.

Товарооборот предприятий торговли за 9 месяцев 2023 года составил 5927 5950,7 млн. рублей, рост к уровню прошлого года 108,3% (5492,8 млн. рублей).

На территории города расположен 1 рынок по реализации продовольственной  и непродовольственной группы товаров.

В Заинском муниципальном районе насчитывается с учетом рынков 29690 кв. метров торговых площадей. На тысячу жителей приходится 586,7 квадратных метра торговой площади.

В 2023 году в Заинском муниципальном районе - 81 предприятие общественного питания на 4920 посадочных мест, из них 43 предприятий общественного питания общедоступной сети. В течение 2023 года открылось 4 общедоступных предприятий общественного питания.

Потенциал роста количества субъектов предпринимательства имеется в сфере нестационарной торговли, включая выездную, мобильную торговлю в сельскую местность. Из 83 населенных пунктов района в 29 численность жителей не превышает 50-100 человек, где стационарная торговля не обеспечивает достаточную рентабельность. Выездную торговлю в сельскую местность осуществляют ИП Глушкова Л.Г., ИП Леванова Г.Г. Предусматривается вовлечение в эту сферу предпринимателей, в том числе из сельской местности.

В микрорайонах города, в парковых зонах (парк имени Р.Ш. Фардиева, в Набережной реки «Зай») предусматривается размещение нестационарных торговых объектов, точек по оказанию услуг по прокату товаров для отдыха, продаже сувенирной продукции, мороженного, пунктов питания и другие. Здесь предполагается создание до 2028г. не менее 10 новых предпринимательских точек.

Другим важнейшим направлением является развитие сферы общественного питания (кафе, ресторанов). В этой сфере потребительского рынка действует 48 субъектов малого предпринимательства, в том числе 23 кафе «Люкс», «Смак», «Кавказская кухня», Пиццерия «Флоренция», «Синьор Помидор», «Ихлас», «Носорог», «My family», «Автосуши», «Loft lounge», Кулинария «Мерси», «Эклер» и другие.

В ближайшей перспективе будет сохраняться аутсорсинг субъектам малого бизнеса – предусматривается передача на аутсорсинг ряда объектов общественного питания, в том числе и в сфере сельского хозяйства. Предусматривается создание не менее 5 субъектов малого предпринимательства.

Резервом роста предпринимательской активности является вовлечение малого бизнеса в развитие придорожного сервиса. В этой сфере предусматривается использование потенциала реконструкция действующих придорожных кафе «Золотой телец», «Родник», «Ивушка», «Зай». Эти меры позволят создать дополнительно не менее 15 новых рабочих мест в сфере предпринимательства.

Успешно развивается ярмарочная деятельность. В течении последних 12 лет начиная с августа по апрель следующего года еженедельно, по субботам с 7 часов до 13 часов на Центральной площади города ДК «Знергетик» проводятся ярмарки по реализации сельхозпродукции, в которых задействовано 40-50 крестьянско-фермерских хозяйств, индивидуальных предпринимателей, самозанятых из сел.

 

  1. Развитие предпринимательства среди молодежи.

 

          Во     исполнение      поручения     Раиса   Республики   Татарстан      Р.Н. Минниханова по итогам участия в Большом предпринимательском форуме «Перезагрузка» (№ ПР-74 от 26.03.2018) Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (далее  - Университет  «Синергия»)  проводит электронное тестирование учащихся 8 и 10 классов по предпринимательству в системе общего образования.

          Тестирование проводится с целью определения у школьников склонностей к ведению предпринимательской деятельности.

          Разработчики и организаторы тестирования из Университета «Синергия» ставят перед собой задачи: определить признаки предпринимательского типа личности школьника; составить психологический портрет склонных к предпринимательской деятельности школьников; оценить личностный, социальный и когнитивный потенциал школьников для дальнейшего обучения по программе дополнительного образования «Предпринимательство».

         После прохождения тестирования участники получат итоги в разрезе личностной характеристики и электронный сертификат о прохождении.

         Важное значение в развитии молодежного предпринимательства имеет ГАПОУ «Заинский политехнический колледж», студенты колледжа получают основные знания предпринимательской деятельности.

       Колледж принимает участия в различных конкурсах и научно-практических конференциях, где студенты показывают результаты. Одно из самых значимых конкурсов для студентов средних профессиональных организаций это Профессионалы. На чемпионатах Профессионалы проводятся конкурсы профессионального мастерства с участием студентов. Целью которых является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по стране, популяризация рабочих профессий через проведение соревнований по всему миру.

        Исполнительным комитетом Заинского муниципального района и Центром занятости населения в рамках реализации программы предусмотрено проведение индивидуальных консультаций по основам предпринимательской деятельности, организация тренингов, обучающих курсов.  Повышение правовой грамотности и информированности об основах ведения бизнеса. Также студенты участвуют в финансовой грамотности.

        Проведение комплекса мероприятий, способствующих привлечению молодежи к предпринимательству и развития малых форм хозяйствований на селе, в том числе обучение, информационное обеспечение, проведение конкурсов, ярмарок, конференций и др.

       Стимулирование предпринимательской деятельности молодежи, содействие занятости граждан, столкнувшихся с проблемами трудоустройства.

       Мероприятия по поддержке начинающих предпринимателей – гранты начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса. Поддержка предпринимательской инициативы молодежи в создании собственного бизнеса

       Содействие безработным гражданам в организации самозанятости, путем регистрации предпринимательства и развитие по программе самозанятости.

       Сокращение численности безработных граждан, повышение самозанятости, развитие предпринимательства.

 

  1. Развитие промышленных парков и привлечение резидентов.

        В целях создания условий для субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере различных видов производств в Заинском муниципальном районе планируется развитие промышленных парков различных форм собственности.

На текущий момент в районе имеется действующий промышленный парк «Прогресс», планируемая площадка на базе инвесторов реализующих инвестиционные проекты и земельные участки соответствующие для создания новых промышленных парков на территории муниципального района.

 Промышленный парк «Прогресс» ориентирован на производство новой продукции, в том числе из переработанных отходов. Управляющим промпарка является индивидуальный предприниматель Шакиров Ришат Фаритович. Работают 3 резидента:

- ООО «Олимп»: осуществляет деятельность по рециклингу строительных отходов;

- ООО «Экопромсервис»: осуществляет утилизацию вторичных неметаллических ресурсов во вторичное сырье;

- ООО «Каматрак»: осуществляет торговля розничную автомобильными деталями, узлами и принадлежностями;

Общая численность работников за 2023 год – 32 человека.

Промышленный парк «Прогресс» обладает свободными ресурсами с возможностью обеспечить в необходимых количествах новых резидентов водой, электроэнергией, утилизировать отходы. Резидентами промпарка в 2023 году создано 15 рабочих мест, инвестировано 103,7 млн. руб.

В 2024 году планируется создание резидентами еще 15-20 рабочих мест.

ООО «Экопромсервис» в 2024 году планирует инвестировать 32 млн. руб.в приобретение дополнительного оборудования для переработки отходов.

На территории Заинского муниципального района также имеются свободные площади для создания новых промышленных площадок.

Решением Совета Заинского муниципального района утвержден список имущества, находящийся в собственности Заинского муниципального района, свободный от прав третьих лиц и предназначенный для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства и самозанятым гражданам. Эта информация освещена в СМИ и на сайте для поиска потенциальных инвесторов. https://zainsk.tatarstan.ru/perechen-imushchestva-nahodyashchegosya-v.htm

 

  1. Развитие кооперации в сельском хозяйстве.

 

       Значительная часть трудоспособного населения работает в сельскохозяйственных предприятиях, в крестьянско-фермерских хозяйствах, а также в личных подсобных хозяйствах.

      Сельское хозяйство является ведущей отраслью и дает значимого вклада в экономику района.

        На конец 2023 года в районе насчитывается 10330 личных подворий, в них содержится 3650 голов КРС, в том числе 1212 головы коров, работают 61 крестьянских фермерских хозяйств, за ними закреплено    6359 га пашни, содержится 382 голов КРС, в том числе 12 коровы.

        В районе ведут деятельность 7  кооперативов: Это ССПК «Заинский» (  переработка мяса  и изготовление  мясных полуфабрикатов, фасовка  овощей), СПССК «Агро-капитал» (производство продукции из мяса убойных  животных  и мяса птицы), СПОК «Степной Зай» (предоставление услуг в области  растениеводства), СПССК «Зай» (переработка  молока, изготовление рассольных   сыров), СПЖК «Рыбхоз», СПССК «Система» (по переработке мяса), СПССПК «Адымнар» (по переработке зерна).

        Птицеводством занимается 10 глав КФХ: ИП Миннеханов Р.Ф., Ахметзянов И.И., Зайнашев Д.К., Зайнутдинов Ф.М., Мартемьянова Ч.Р., Мухаметзянов А.Р.,   Мухаметзянов Р.М., Фасхутдинова Р.Я., Шакиров А.З., Мартемьянов М.Г.

        В районе осуществляет свою деятельность единственный в Республике Татарстан кроликовод - Мельников Денис Олегович, который выиграл гранд в 2023 году по направлению кролиководство на 12816 голов.

        В 2023 году наш район на развитие малых форм хозяйствования получил субсидий на сумму 18 млн. 961 тысяч рублей. в 2024 году сохранились все финансовые меры государственной поддержки развития ЛПХ и КФХ.

        Крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства Заинского района постоянно принимают участие в республиканских сельскохозяйственных ярмарках, направленных на поддержку сельхозтоваропроизводителей Республики Татарстан.

     Одним из важных направлений развития малого предпринимательства на селе - это производственная сельскохозяйственная кооперация, направленная на комплексное решение задач реализации конечного продукта от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки, производства товаров и доставки их до потребителя.

        В целях дальнейшего роста количества сельскохозяйственных кооперативов проводится работа с экономически активным населением по информированию о правовом статусе, порядке создания и регистрации, преимуществах данных форм хозяйствования, о мерах государственной поддержки, оказываемых со стороны государства, а также оказывается иная необходимая поддержка.

 

  1. Имущественная поддержка

     Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) является одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по развитию малого и среднего бизнеса. Статья 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ) предусматривает утверждение указанными органами перечней государственного и муниципального имущества для предоставления субъектам МСП в долгосрочную аренду, в том числе на льготных условиях.

      Имущественная поддержка востребована среди субъектов МСП в отношении таких видов имущества, как производственные и административные здания, помещения, земельные участки, в том числе из земель сельскохозяйственного назначения, транспортные средства, оборудование.

     Субъекты МСП отмечают следующие причины, затрудняющие получение имущественной поддержки: большое количество документов при обращении за получением государственного или муниципального имущества, длительные сроки предоставления имущества, неясность порядка получения поддержки и отсутствие информации об имуществе и процедурах его предоставления.

     Оказание имущественной поддержки субъектам МСП будет способствовать вовлечению государственного и муниципального имущества в хозяйственный оборот, укреплению имущественной базы малого и среднего бизнеса, и в то же время повысит доходность бюджета за счет поступления арендных платежей, а также последующего выкупа имущества арендаторами.

  1. Цели и задачи имущественной поддержки субъектов МСП

     Паспорт Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» предусматривает к 1 декабря 2024 года обеспечение доступа субъектов МСП к предоставляемому на льготных условиях имуществу за счет дополнения общего количества объектов, в том числе неиспользуемых, неэффективно используемых или используемых не по назначению объектов. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 № 147-р утверждена Целевая модель «Поддержка малого и среднего предпринимательства», которая задает целевые значения показателей по направлению имущественной поддержки субъектов МСП до конца 2021 года, включая ежегодный рост на 10% количества объектов, включенных в перечни, и увеличение доли таких объектов, сданных в аренду субъектам МСП.

     Целью имущественной поддержки является стимулирование развития малого и среднего бизнеса на территории Заинского муниципального района за счет использования имущественного потенциала района.

     Задачами раздела являются:

- увеличение количества муниципального имущества Заинского муниципального района, в перечне имущества, предназначенного для предоставления субъектам МСП (далее - Перечень);

  • расширение состава имущества, включаемого в Перечень, улучшение его качества;
  • увеличение количества имущества, предоставляемого субъектам МСП в долгосрочное владение (пользование) на основании договоров из Перечней;
  • совершенствование льготного порядка предоставления имущества в аренду;
  • упрощение и повышение прозрачности процедур предоставления имущества во владение (пользование).
    1. Состояние работы по оказанию имущественной поддержки субъектам МСП на 01.01.2024 года

     Одной из форм поддержки является имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе предоставление в аренду муниципального имущества. В 2023г. сдано в аренду 2559,5 кв.м. недвижимости, из них субъектам малого и среднего предпринимательства 2252,9 кв.м., что составляет 88% от общей площади сданного в аренду имущества. За последние 3 года в районе проведено 32 аукциона, по итогам продано 47 единиц движимого и недвижимого имущества, 7 единиц из них приобретено субъектами предпринимательства.

На официальном сайте Заинского муниципального района для предпринимателей размещена также информация о пустующих в районе площадях.

Принципы и приоритеты управления и распоряжения муниципальным
имуществом Заинского муниципального района при оказании имущественной поддержки субъектам МСП.

         Оказание имущественной поддержки субъектам МСП на территории Заинского муниципального района строится на следующих принципах:

         информационная открытость (транспарентность): размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» информации об имуществе, включенном в реестр муниципального имущества Заинского муниципального района, об имуществе, включенном в Перечень, о правовых актах, регулирующих оказание имущественной поддержки и проектах таких актов, о проведении рекламных и информационных кампаний по продвижению имущества для субъектов МСП;

         равный доступ субъектов МСП к получению имущественной поддержки: соблюдение требований законодательства Российской Федерации о защите конкуренции в процессе подготовки, принятия и исполнения решений о предоставлении имущества во владение и (или) в пользование субъектам МСП;

          ежегодное дополнение Перечня новыми объектами с целью замещения имущества, в отношении которого реализовано преимущественное право субъектов МСП на выкуп арендуемого муниципального имущества;

          востребованность имущества, включенного в Перечень: недопустимость включения в Перечень имущества, которое не может быть предоставлено субъектам МСП в долгосрочную аренду либо не может быть использовано ими для ведения предпринимательской деятельности;

           вовлечение в арендные отношения максимально возможного количества включенного в Перечень имущества путем предложения его субъектам МСП на торгах на право заключения договора аренды, применения заявительного принципа при инициировании проведения таких торгов.

  1. Мероприятия по нормативному правовому обеспечению деятельности в
    сфере оказания имущественной поддержки субъектам МСП

      Нормативное правовое обеспечение оказания имущественной поддержки субъектам МСП основано на положениях статьи 18 Закона № 209-ФЗ. С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 03.07.2018 № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях расширения имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» (далее -Закон № 185-ФЗ) в Перечни могут включаться земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также муниципальное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными унитарными предприятиями, учреждениями.

      В Заинском муниципальном районе действуют следующие нормативные правовые акты в сфере оказания имущественной поддержки субъектам МСП:

- Решение Совета Заинского муниципального района РТ от 5 июля 2017 г. N 215 "О Порядке предоставления в аренду муниципального имущества Заинского муниципального района Республики Татарстан (включенного в Перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) для предоставления в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, не являющими индивидуальными предпринимателями и применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (с изменениями и дополнениями);

- Решение Совета города Заинска от 15.11.2017 №92 «О Перечне имущества, находящегося в собственности города Заинск Заинского муниципального района и свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства».

 

  1. Повышение доступности информации о муниципальном
    имуществе, совершенствование его учета

     Согласно поручениям Президента Российской Федерации, данным на заседании Государственного совета Российской Федерации по вопросу развития конкуренции 5 апреля 2018 г. (перечень поручений от 15.05.2018 № Пр-817ГС) на официальных сайтах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сети «Интернет» должна размещаться информация об объектах, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации, в муниципальной собственности, в том числе наименования объектов, их местонахождение, характеристики и целевое назначение, ограничения использования и обременения правами третьих лиц.

      Сведения об объектах муниципального имущества подлежат актуализации на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в семидневный срок с даты регистрации ограничения (обременения) прав на объект недвижимого имущества или прекращения права собственности на указанный объект.

  1. Совершенствование работы по предоставлению муниципального имущества, включенного в Перечень

     Целью работы по предоставлению муниципального имущества, включенного в Перечень, является заключение максимально возможного количества договоров аренды в срок не позднее года с даты включения имущества в Перечень. Для достижения этой цели будут реализованы следующие шаги:

  • предоставление потенциальным арендаторам информации об имуществе, включая фотографии, техническую документацию, а также материалы рекламного характера;
  • применение заявительного принципа при принятии решения о проведении торгов по предоставлению имущества в аренду;
  • разработка и предоставление субъектам МСП методических материалов по участию в торгах и процедурах предоставления имущества без проведения торгов.
  1. ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ
    ТЕРРИТОРИИ, НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
    ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПЕРЕЧЕНЬ КОНКРЕТНЫХ
    МЕРОПРИЯТИЙ

      В настоящий момент тема привлечения инвестиций превращается в одну из наиболее обсуждаемых как на федеральном, так и на региональном уровнях. При этом необходимо помнить, что когда поднимается вопрос об увеличении объемов инвестиций в экономику какого-либо региона, речь идет о привлечении инвесторов на территорию конкретного муниципального образования.

     Главными условиями инвестиционной привлекательности района является создание благоприятного инвестиционного климата.

     С целью привлечения инвестиций руководством района на постоянной основе организуются встречи с потенциальными российскими и зарубежными инвесторами.

      В рамках совершенствования системы государственной поддержки и преодоления административных барьеров при взаимодействии с инвесторами было принято Постановление Главы Заинского муниципального района от 21 января 2014 года № 03 «О создании Общественного совета по улучшению инвестиционного климата при Главе Заинского муниципального района Республики Татарстан», с внесенными изменениями 20.28.12.2023г. № 218.

     Основными задачами Совета являются:

- Выработка стратегии и тактики инвестиционной политики муниципального района, определение приоритетных направлений инвестиционной деятельности на территории муниципального района;

- Разработка предложений по повышению эффективности инвестиционной деятельности и улучшению инвестиционного климата на территории муниципального района;

- Разработка предложений по приоритетным направлениям развития
муниципального района;

- Проведение конкурсных отборов инвестиционных проектов по приоритетным направлениям социально - экономического развития муниципального района;

- Развитие и совершенствование механизмов предоставления гарантий инвесторам, возможности страхования инвестиций и других механизмов повышения инвестиционной привлекательности муниципального района;

- Создание условий для рационального размещения производственных сил на территории муниципального района.

      Кроме того, разработаны и приняты нормативно-правовые акты, регламентирующие инвестиционную деятельность в районе и улучшающие инвестиционную привлекательность района.

     Постановлением Главы Заинского муниципального района от 06.03.2014г. №21 утверждена Инвестиционная декларация Заинского муниципального района.            

     Декларация определяет принципы выстраивания правоотношений между инвесторами и органами местной власти, гарантирует защиту инвестиций в пределах компетенции органов местного самоуправления.

     Муниципальные образования ответственны за реализацию следующих мероприятий:

- получение разрешения на строительство и территориальное планирование;

- постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества;

- подключение (технологическое присоединение) к электрическим сетям;

- подключение (технологическое присоединение) к газовым сетям.

     Задачи здесь в принципе понятны: упростить подготовку документов по планировке, сократить сроки проектирования и стройки, в том числе за счёт электронных сервисов.

Заинский муниципальный район является промышленно развитым районом. На территории города и района расположены предприятия энергетики, нефтедобычи, машиностроения, пищевой и перерабатывающей промышленности, так же предприятия строительной индустрии.

Экономика района базируется на промышленном и сельскохозяйственном производстве. Промышленное производство района представлено отраслями: электроэнергетической (филиал АО Татэнерго “Заинская ГРЭС»), автомобилестроительной (ООО «Аккурайд Уилз Руссиа»), пищевой и перерабатывающей промышленности (ООО «Заинский крекер», АО «Заинский сахар»), производство минеральных тепло и звукоизоляционных материалов (Филиал ООО "ЗАВОД ТЕХНО"), предприятия стройиндустрии (ООО «Заинский кирпичный завод», ООО «Заинский керамзит»). Сельское хозяйство ориентировано на отрасли растениеводства. В районе осуществляют деятельность крупные сельхозпроизводители ООО «Агрофирма «Заинский сахар», ООО «Агрофирма «Восток», ООО «Агрофирма «Зай», ООО «Заинский элеватор», ОАО «Заинское ХПП».

Согласно экономическому районированию Республики Татарстан, проведенному в рамках «Концепции территориальной экономической политики Республики Татарстан», Заинский муниципальный район и г. Заинск входят в состав Набережночелнинской агломерации Республики Татарстан. Город Заинск находится рядом с развитыми в промышленном и экономическом отношении городами, такими как Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, что способствует созданию благоприятных условий для развития промышленности в городе.

         Заинский муниципальный район – 10 по величине территории административное образование Республики Татарстан. Площадь района составляет 1900 кв.км, застроенные территории составляют – 3,8%, водные поверхности – 1,1%, леса – 25%, земли сельскохозяйственного назначения - 64%, прочие территории (открытых ландшафтов) – 5,1%.

 

      Приоритетными направлениями развития малого и среднего предпринимательства в Заинском районе являются:

  1. Производство строительных материалов (кирпич, изделия из бетона, брусчатка, металлический профиль, профнастил и др.).
  2. Деревообработка, включая первичную и вторичную обработку лесоматериалов (пиломатериалы, шпон, мебель, столярно-строительные изделия и др.).
  3. Развитие нефтесервисных предприятий. Расширение перечня нефтесервисных услуг и их продвижение на российские и зарубежные рынки.
  4. Предпринимательство по оказанию услуг в сфере обслуживания и социальной сфере, бытовые услуги, общественное питание, развлечения и отдых, медицинские и образовательные услуги, включая дошкольное воспитание, транспортные услуги.
  5. Предпринимательство в производстве сельскохозяйственной продукции (молоко, мясо, рыба, овощи, фрукты, ягоды, зерновые и масляничные культуры и др.).
  6. Производство продукции из отходов сахароварения. Хранение и фасовка продукции для целей реализации непосредственно потребителям. Организация переработки отходов с производством гранулированного жома, комбикормов и др.
  7. Развитие пищевой промышленности, в том числе:
    1. Развитие молочной промышленности, включая производство молочных продуктов, сыров, масла сливочного, молочных консервов.
    2. Развитие мясной промышленности, включая производство колбасных изделий, полуфабрикатов (котлеты, пельмени и т.д.)
    3. Переработка плодово-ягодной, овощной продукции.
    4. Переработка зерновых, зернобобовых и масляничных культур, в том числе производство круп, муки, подсолнечного масла, консервирование и фасовка продукции.

         Перечень основных мероприятий муниципальной программы поддержки малого и среднего предпринимательства в Заинском муниципальной районе Республики Татарстан на 2024 - 2028 годы приведен в приложении.

  1. ОЦЕНКА РИСКОВ, МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИХ СНИЖЕНЮ

     На основе анализа социально-экономического развития муниципального образования за последние годы выявился ряд основных рисков, которые напрямую зависят от социально - экономического развития муниципального образования.

Внутренние риски:

  1. неэффективность управления и организации процесса реализации программы;
  2. недостаточный профессиональный уровень кадров среднего и высшего звена, необходимый для эффективной реализации мероприятий программы;
  3. отсутствие или недостаточность межведомственной координации в ходе реализации программы;
  4. ограничения по привлечению «дешевых» кредитных ресурсов, в том числе из-за закредитованности собственников.

Меры управления внутренними рисками:

  1. разработка и внедрение эффективной системы контроля и управления реализацией программных положений и мероприятий, оценки эффективности использования бюджетных средств;
  2. мониторинг результативности и эффективности реализации государственной программы;
  3. проведение подготовки и переподготовки кадров;
  4. разработка мер по межведомственной координации в ходе реализации муниципальной программы;
  5. совместная проработка с кредитными учреждениями, фондами поддержки предпринимательства, гарантийным фондом РТ альтернативных механизмов привлечения «дешевых» кредитных ресурсов и предоставления гарантий.

           Внешние риски:

  1. снижение темпов экономического роста (снижение значимости республики в масштабах развития страны, значительный ежегодный рост тарифов на услуги естественных монополий и др.);
  2. ухудшение внутренней и внешней конъюнктуры, усиление инфляции, кризис банковской системы, снижение объемов финансирования муниципальной программы, отсутствие полного финансирования, нехватка оборотных средств на развитие бизнеса и ограниченный доступ к кредитным ресурсам;
  3. социально - демографическая ситуация в муниципальном образовании (дефицит трудоспособных трудовых ресурсов);
  4. риски природного характера.
  5. слабая ресурсная база (техническая, производственная, финансовая) субъектов малого предпринимательства.

Меры управления внешними рисками:

  1. проведение комплексного анализа внешней и внутренней среды исполнения муниципальной программы, при необходимости пересмотр критериев оценки и отбора мероприятий муниципальной программы;
  2. стимулирование развития микрокредитования, расширение сети микрофинансовых организаций, расширение кредитных продуктов, подготовка и проведение мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности мероприятий муниципальной программы для частных инвесторов;
  3. оперативное внесение изменений в муниципальную программу, при возникновении негативных факторов влияющих на достижение целевых показателей муниципальной программы;
  4. проведение подготовки и переподготовки кадров;
  5. диверсификация направлений развития экономики района.
  1. ПЛАНИРУЕМАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
    ПРОГРАММЫ, УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ ЗА
    РЕАЛИЗАЦИЕЙ

      Достижение цели и решение задач Программы позволят получить следующие результаты:

- формировать благоприятную экономическую среду, стимулирующую создание и устойчивую деятельность малого предпринимательства как одного из важнейших элементов экономической и социальной стабильности в Заинском муниципальном районе;

- оптимизировать налоговую и административную нагрузки на малый бизнес;

- защитить права собственности;

- легализовать предпринимательскую деятельность;

- стимулировать и привлечь инвестиции в сектор малого предпринимательства;

- обеспечить насыщение товарного рынка конкурентоспособной продукцией и услугами местного производства;

-повысить конкурентоспособность субъектов малого и среднего предпринимательства;

-стимулировать новые разработки и содействовать освоению новых технологий;

-расширить использование субъектами МСП информационных технологий;

- повысить социальную ответственность малого предпринимательства;

- развить деловую активность населения за счет повышения интереса к предпринимательской деятельности;

-развить инфраструктуру поддержки МСП;

-развить механизмы, направленные на содействие в устранении административных барьеров и препятствий, сдерживающих развитие МСП.

      В результате реализации мероприятий Программы предполагается достижение накопительным итогом за 2024 - 2028 годы следующих показателей:

-увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей более чем на 10,0%;

- увеличение доли малого и среднего предпринимательства в валовом территориальном продукте района на 12,0 % к уровню 2023 года;

- увеличение количества малых и средних предприятий в целом на 5,4%;

- увеличение количества индивидуальных предпринимателей, в том числе самозанятых на 2,4%;

     В течение реализации Программы данные показатели могут корректироваться.

Социальные и экономические последствия, которые возникнут в результате реализации программы, будут иметь положительное влияние на социально­экономическое развитие Заинского муниципального района.

     Оценка результативности расходования бюджетных средств будет проводиться на основе использования целевых индикаторов и показателей программы.

     Под результативностью понимается степень достижения запланированного показателя за счет реализации программы, измеряемая путем сопоставления фактического значения показателей с их плановыми значениями.

     Реализация мероприятий Программы не повлечет негативных экологических последствий.

     В реализации Программы участвуют органы местного самоуправления, организации инфраструктуры поддержки предпринимательства, образовательные учреждения. Исполнители несут ответственность за своевременное выполнение намеченных мероприятий, успешное решение поставленных задач, рациональное использование выделенных денежных средств.

     Управление реализацией Программы осуществляет отдел экономики Исполнительного комитета Заинского муниципального района.

     Отдел экономики:

- организует планирование, взаимодействие, координацию и контроль за реализацией мероприятий Программы;

- осуществляет подготовку и уточнение перечня мероприятий Программы, целевых индикаторов и показателей эффективности Программы, затрат по мероприятиям и состав ее исполнителей;

- ведет отчетность о ходе реализации Программы и направляет отчетность в соответствующие республиканские министерства в установленном порядке.

      При реализации Программы отдел территориального развития взаимодействует с исполнителями ее мероприятий. Исполнители мероприятий Программы несут ответственность за своевременное и качественное выполнение мероприятий, рациональное и целевое использование финансовых средств, выделяемых на ее реализацию.

      Результаты достижения показателей Программы и развития предпринимательства в Заинском муниципальном районе ежегодно включаются в отчет главы об итогах социально-экономического развития района.

 

ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В
ЗАИНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2024 - 2028 ГОДЫ

Наименование задачи

Наименование основных мероприятий

Исполнитель программных мероприятий

Сроки выполнения основных мероприятий

Индикаторы программы

1

2

3

4

5

1.Совершенствование правовой базы и снижение административных барьеров для эффективного развития малого предпринимательства

Подготовка предложений к проектам законодательных и нормативно-правовых актов в сфере малого предпринимательства, предложений о внесении изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты

Исполнительный комитет Заинского муниципального района, Органы местного самоуправления, Совет предпринимателей в Заинском муниципальном районе

2024-2028гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024г.-10%

2025г.-15%

2026г.-20%

2027г.-25%

2028г.-30%

Разработка способов взаимодействия Исполнительного комитета Заинского муниципального района с негосударственными общественными фондами, объединениями и ассоциациями, в том числе заключение соглашений о взаимном сотрудничестве в сфере поддержки малого предпринимательства и малых форм хозяйствования

Исполнительный комитет Заинского муниципального района, Органы местного самоуправления, Совет предпринимателей в Заинском муниципальном районе

2024-2028гг.

Устранение административных барьеров, препятствующих развитию малого предпринимательства.  Обеспечение сочетания интересов государства, потребителей и предпринимателей посредством оптимизации контрольно-разрешительной практики.

Исполнительный комитет Заинского муниципального района, Органы местного самоуправления, Совет предпринимателей в Заинском муниципальном районе

2024-2028гг.

Подготовка рекомендаций о совершенствовании мер, направленных на противодействие коррупции

Исполнительный комитет Заинского муниципального района, Органы местного самоуправления, Совет предпринимателей в Заинском муниципальном районе

2024-2028гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства

1. Консультирование предпринимателей по вопросам открытия, ведения и развития бизнеса

Отдел экономики Исполнительного комитета Заинского муниципального района

2024-2028гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024г.-60%

2025г.-65%

2026г.-70%

2027г.-75%

2028г.-80%

2. Организация образовательных семинаров по вопросам поддержки малого предпринимательства

Отдел экономики Исполнительного комитета Заинского муниципального района

По мере необходимости 2024-2028гг.

3. Проведение семинаров, "круглых столов" для руководителей и сотрудников средних и малых предприятий

Отдел экономики Исполнительного комитета Заинского муниципального района

Раз в полугодие 2024-2028гг.

4. Организация встреч предпринимателей с органами государственной и муниципальной власти

Отдел экономики Исполнительного комитета Заинского муниципального района

Раз в полугодие 2024-2028гг.

5. Размещение информации в средствах массовой информации о реализуемых программах и мероприятиях

Отдел экономики Исполнительного комитета Заинского муниципального района

2024-2028гг.

6. Содействие предпринимателям в установлении деловых отношений за пределами Республики Татарстан

Отдел экономики Исполнительного комитета Заинского муниципального района

2024-2028гг.

7. Привлечение предпринимателей к участию в выполнении муниципальных заказов

Отдел экономики Исполнительного комитета Заинского муниципального района

2024-2028гг.

8.Проведение образовательных семинаров для руководителей и сотрудников средних и малых предприятий по 44-ФЗ

Отдел экономики Исполнительного комитета Заинского муниципального района

2024-2028гг.

9. Проведение встреч успешных предпринимателей района и учеников старших классов общеобразовательных школ

Отдел экономики Исполнительного комитета Заинского муниципального района

По мере планирования 2024-2028гг.

10. Актуализация информации на официальном сайте Заинского муниципального района

Отдел экономики Исполнительного комитета Заинского муниципального района

2024-2028гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Создание объектов инженерной инфраструктуры и улучшение системы доступа малого и среднего бизнеса к необходимым ресурсам для реализации инвестиционных проектов

1. Содействие в создании частных промышленных площадок.

Отдел экономики Исполнительного комитета Заинского муниципального района. Частные инвесторы.

Постоянно 2024-2028гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024г.-10%

2025г.-10%

2026г.-20%

2027г.-20%

2028г.-20%

2. Разработка предложений по созданию объектов инженерной инфраструктуры для участия в Федеральных целевых программах

Отдел экономики Исполнительного комитета Заинского муниципального района.

2024-2028гг.

3. Консультирование и содействие в решении вопросов подключения к инженерным сетям

Отдел экономики, Отдел ЖКХ, строительства, транспорта, энергетики, связи и дорожного хозяйства Исполнительного комитета Заинского муниципального района

2024-2028гг.

4. Инвентаризация и анализ инвестиционно-привлекательных объектов

Отдел экономики, Отдел ЖКХ, строительства, транспорта, энергетики, связи и дорожного хозяйства Исполнительного комитета Заинского муниципального района, Палата имущественных и земельных отношений, органы местного самоуправления.

2024-2028гг.

5. Работы по подготовке документации на земельные участки для реализации инвестиционных проектов

Отдел экономики, Отдел ЖКХ, строительства, транспорта, энергетики, связи и дорожного хозяйства Исполнительного комитета Заинского муниципального района, Палата имущественных и земельных отношений, Главы сельских поселений.

2024-2028гг.

7. Создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов

Отдел экономики Исполнительного комитета Заинского муниципального района, управление сельского хозяйства и продовольствия МСХиП РТ в Заинском муниципальном районе, органы местного самоуправления.

2024-2028гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Реализация мер финансовой и имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Содействие федеральным и республиканским структурам государственной власти в реализации мероприятий в рамках государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в Заинском муниципальном районе

Исполнительный комитет Заинского муниципального района, органы местного самоуправления.

2024-2028гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024г.-20%

2025г.-25%

2026г.-30%

2027г.-35%

2028г.-40%

Содействие субъектам малого предпринимательства в обеспечении земельными участками, нежилыми помещениями в Заинском муниципальном районе в целях развития приоритетных направлений экономики района

Исполнительный комитет Заинского муниципального района, органы местного самоуправления, Палата имущественных и земельных отношений.

2024-2028гг.

Стимулирование и привлечение субъектов малого предпринимательства к выполнению муниципального заказа

 

Исполнительный комитет Заинского муниципального района, органы местного самоуправления

2024-2028гг.

Актуализация списка имущества, находящийся в собственности Заинского муниципального района, свободный от прав третьих лиц и предназначенный для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства. Утвержденного решением Совета Заинского муниципального района № 92 от 15.11.2017 года. Информация освещена в СМИ и на сайте для поиска потенциальных инвесторов

Исполнительный комитет Заинского муниципального района, органы местного самоуправления, Палата имущественных и земельных отношений.

2024-2028гг.

Содействие личным подсобным хозяйствам района в реализации мероприятий в рамках государственной поддержки ЛПХ Заинском муниципальном районе,

Исполнительный комитет Заинского муниципального района, органы местного самоуправления.

2024-2028гг.

Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в части формирования земельных участков, зданий, сооружений.

Исполнительный комитет Заинского муниципального района, органы местного самоуправления, Палата имущественных и земельных отношений.

2024-2028гг.

 

 

 

 

 

 

 

5. Стимулирование предпринимательской инициативы для молодежи и безработных

Проведение индивидуальных консультаций по основам предпринимательской деятельности, обучающих курсов

Отдел экономики Исполнительного комитета Заинского муниципального района, Органы местного самоуправления.

2024-2028гг.

 

 

 

 

 

 

2024г.-10%

2025г.-15%

2026г.-20%

2027г.-25%

2028г.-30%

Проведение комплекса мероприятий, способствующих привлечению молодежи к предпринимательству, и развития малых форм хозяйствований на селе проведение конкурсов, ярмарок, конференций и др.

Отдел экономики Исполнительного комитета Заинского муниципального района, Органы местного самоуправления.

2024-2028гг.

Мероприятия по поддержке начинающих предпринимателей – гранты начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса

Отдел экономики Исполнительного комитета Заинского муниципального района.

2024-2028гг.

Содействие безработным гражданам в организации самозанятости, путем регистрации предпринимательства и развитие по программе самозанятости.

Отдел экономики Исполнительного комитета Заинского муниципального района, ЦЗН г. Заинск.

2024-2028гг.

6.Обеспечение благоприятного инвестиционного климата субъектам малого

и среднего предпринимательства

Разработка и публикация инвестиционного паспорта Заинского муниципального района

Отдел экономики Исполнительного комитета Заинского муниципального района

2024-2028гг.

 

 

 

 

2024г.-10%

2025г.-10%

2026г.-20%

2027г.-20%

2028г.-20%

Наличие доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов, для создания промышленных площадок, промышленных парков, технологических парков.

Отдел экономики Исполнительного комитета Заинского муниципального района.

2024-2028гг.

Разработка и актуализация инвестиционной декларации Заинского муниципального района

Отдел экономики Исполнительного комитета Заинского муниципального района.

2024-2028гг.

 

 

 

7.Мероприятия поддержки социального предпринимательства

Оказание адресной юридической помощи предпринимателям. Правовое просвещение в сфере развития социального предпринимательства. Подготовка и переподготовка, повышение квалификации предпринимательства социальной сферы.

Отдел экономики Исполнительного комитета Заинского муниципального района.

2024-2028гг.

 

2024г.-10

2025г.-15

2026г.-20

2027г.-25

2028г.-30

Популяризация и освещение в СМИ направления развития социального предпринимательства

Отдел экономики Исполнительного комитета Заинского муниципального района.

2024-2028гг.

 

docx
Скачать текст
DOCX, 81.8 Кб

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International