№
п/п
|
Наименование
населенного
пункта
|
Кол-во хозяйств
|
Кол-во
жителей
|
в том числе
|
||||
от 0 до
7 лет
|
от 7
до 17 лет
|
от 18
до 30 лет
|
от 31
до пенсионного возраста
|
пенсионеров
|
||||
1.
|
с.Верхние Пинячи
|
104
|
288
|
19
|
40
|
48
|
104
|
77
|
2.
|
д.Средние Пинячи
|
43
|
133
|
3
|
16
|
15
|
45
|
54
|
3.
|
д.Нижние Пинячи
|
21
|
48
|
1
|
5
|
1
|
15
|
26
|
4.
|
с.Бура-Кирта
|
133
|
340
|
29
|
36
|
35
|
115
|
125
|
5.
|
д.Алмалы
|
7
|
10
|
-
|
-
|
-
|
1
|
9
|
|
Итого
|
308
|
819
|
52
|
97
|
99
|
280
|
291
|
Село ВЕРХНИЕ ПИНЯЧИ (ЮГАРЫ ПӘНӘЧЕ) административный центр Верхнепинячинского сельского поселения, расположено на ручье Тимер-Су — левом притоке р. Авлашки, в 30 км от железнодорожной станции «Заинск», в 30 км от пристани города Набережные Челны. В административном отношении до 1920 года В. Пинячи относились к Ахметьевской волости Мензелинского уезда, Уфимской губернии, с 1920 года — к Татарской АССР. В прошлом деревня называлась — Черемисская Пустошь. По утверждению местных жителей Верхние Пинячи были основаны выходцами из Мамадышского уезда (Правобережье Камы) Хамидом и Заидом с семьями и поселились в местах, где издавна проживали черемисы (устаревшее название марийцев) из рода Йозекая. С учетом исторических фактов это произошло в начале XVIII века. Два татарских и один черемисский роды стали основой сегодняшнего населения села Верхние Пинячи. Происхождение названия деревни — вопрос спорный и однозначного толкования в настоящее время не имеется.
Первый поселенец Хамид был хорошим ювелиром, изготовлявший из драгоценных металлов браслеты, кольца, перстни и прочие женские украшения. Деревня упоминается в рапорте Казанского губернатора князя Мещерского П. И. Панину от 28 февраля 1775 года, население которой активно выступило на стороне пугачевцев, выставив отряд в 100 человек.
По X ревизии 1858 года 273 души обоего пола села Верхние Пинячи относились к разряду государственных крестьян.
По данным 1870 года в деревне значатся мечеть, училище, мельница водяная. В конце 80-х гг. XIX века деревянная мечеть сгорела. В 1890 году Маннан Хати с помощью сельчан строят мечеть из кирпича. При мечети обучались мальчики и девочки чтению, письму, изучали основы арифметики и законы шариата. В деле просвещения крестьянских детей много сделал мулла Хуснимардан и дочь Харрис- муллы — Зулхабира.
К Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года количество населения удвоилось. Только детей до 9 лет включительно зарегистрировано 153 человека.
Накануне революции 1917 года в деревне насчитывалось 130 крестьянских дворов с населением 700 человек. На правах частной собственности им принадлежало 661 десятина земли различного назначения или в среднем по 5,1 десятин на каждую семью. 62 хозяйства арендовали землю (157 десятин) у местных землевладельцев— О. В. Зембера и М. В. Бера, которым принадлежало 1004 десятин земельных угодий, в т. ч. 346 десятин строевого леса. По подворной переписи 1912—13 гг. из 130 дворов —39 были безлошадными, 86 — одно-, двухлошадными, 5 хозяйств имели по три и более рабочих лошадей. Основное занятие населения: земледелие, скотоводство и пчеловодство. На день переписи зарегистрировано 1442 головы крупного рогатого и прочего скота, 112 — пчелосемей. 66 крестьянских дворов земледелие совмещали с кустарными промыслами: кузнечное и рогожное производство, валяли валенки и плели лапти, занимались извозом по Челнинскому почтовому тракту.
После револции 1917 года большую часть помещичьих земель передали пинячинским крестьянам. В 20-х годах был создан Верхне-Пинячинский сельский совет. В 1931 году его председателем избран С. Биктимиров. В 1920 году открывается советская начальная школа. Первый учитель—Хамитов Кашаф. В 1937 году начальная школа была преобразована в 7-летнюю (директор П. Н. Кукин), в 1959 году — в среднюю школу.
В период коллективизации (1929— 30 гг.) в деревне организовывается колхоз, который назвали «Герой». Одним из первых председателей колхоза был А. Чикин.
На фронтах Великой Отечественной войны (1941—45 гг.) 68 жителей села погибли и пропали без вести. В июле 1950 года в связи с укрупнением колхозов произошло объединение сельхозартелей «Герой» (Верхние Пинячи), «Красный борец» (Средние Пинячи) и им. Кирова (Нижние Пинячи) в одно хозяйство, назвав его «Герой».
В 1959 году «Герой» вошел в состав колхоза «Якты Йолдыз». В соответствии с постановлением Совета Министров ТАССР «О разукрупнении колхоза «Якты Йолдыз» в 1983 году из него вышли Верхние, Средние и Нижние Пинячи, образовав самостоятельное хозяйство «Ярыш» (центральная усадьба - с. Верхние Пинячи).
Село БУРА-КИРТА (БУРА-КИРТӘ) Верхне - Пинячинского сельского поселения расположено при впадении речки Иныш в р. Зычу, находится в 37 км от железнодорожной станции «Заинск», в 35 км от пристани города Набережные Челны. В административном отношении до 1920 года село относилось к Ахметьевской волости Мензелинского уезда Уфимской губернии, с 1920 года - к Татарской АССР. Документальных данных об основании с. Бура-Кирта не имеется. Исходя из исторических фактов оно было основано на рубеже XVII — XVIII вв., после сооружения Закамской оборонительной черты (1652—1656 гг.). После чего последовало массовое переселение татар, русских и других народов на черноземные земли западной Башкирии, где впоследствии оформилась Мензелинско-Сармановская группа казанских татар. Как утверждают местные старожилы первоначально поселенцы строили времянки из жердей («киртә»), откуда и следует название села — Бура-Киртә —сруб из жердей.
К середине XIX века с. Бура-Кирта было значительным населенным пунктом. По X ревизии 1858 года в селе проживало 496 душ обоего пола, которые относились к разряду государственных крестьян. По данным 1870 года в селе Бура-Кирта значились мечеть и медресе.
Накануне революции 1917 года в селе насчитывалось 238 крестьянских дворов с населением 1317 человек. На правах частной собственности им принадлежало 1695 десятин земли различного назначения или в среднем по 7,1 десятин на каждую семью. По подворной переписи 1912—13 гг. из 238 дворов —61 были безлошадными. 166 — одно-, двухлошадными,11 хозяйств имели по три и более рабочих лошади. Основные занятия населения: земледелие и скотоводство. На день переписи зарегистрирована 2201 голова крупного рогатого и прочего скота. Значительная часть крестьян арендовала землю у местных землевладельцев— Зенбера О. В. и Бера М. В., которым принадлежало 1004 десятины земли, в т. ч. 346 десятин строевого леса. 99 хозяйств села помимо земледелия занимались кустарными промыслами, связанные с деревообработкой. Зажиточные крестьяне в зимнее время подрабатывали извозом.
После революции в селе создается сельский совет. Первым председателем избрали Залялиева Нагима. Затем долгое время (20—30-ые годы) сельский совет возглавлял Матыгуллин. Во 2-й половине 50-х годов сельсовет был упразднен.
В начале XX века в селе Бура-Кирта было две мечети. В 1928 году их закрыли, приспособив одну под школу, другую — под клуб. Одним из организаторов советской школы был Сабитов. В 1972 году начальную школу реорганизовали в 8-летнюю, в 1989 году — в среднюю школу.
Во 2-й половине 20-х годов часть бура-киртинцев переселяется на новое место (за три км от села), назвав новый поселок — Алмалы — значит, Яблочный — по фруктовому саду.
В период коллективизации (1929— 30 гг.) организуется колхоз «Кызыл Шарык». Первым председателем избрали Шаймарданова Асыла, затем Хамидуллина Ш.
На фронтах Великой Отечественной войны 123 жителя сел Бура-Кирта и Алмалы погибли и пропали без вести.
В связи с укрупнением колхозов в июле 1950 года сельхозартели «Кызыл Шарык» (Бура-Кирта) и «Алмалы» (дер. Алмалы) объединяются в одно хозяйство, которое в апреле 1958 года вошло в состав колхоза «Якты Йолдыз» (центральная усадьба — с. Кадырово. В 1991 году д.д.Бура-Кирта и Алмалы отделились от колхоза «Якты Йолдыз», образовав самостоятельное хозяйство «Таң». Первым его председателем была избрана И. Ш. Марханова.
В 1992 году в селе построили новую мечеть. Инициаторы и руководители строительства: М. Хайруллин и Ф. Бадретдинов.
Последнее обновление: 13 ноября 2013 г., 11:54