О реализации риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан

О реализации риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан

 

Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан с 2014 года реализуется риск-ориентированный подход при планировании контрольно-надзорных мероприятий. Роспотребнадзор одним из первых федеральных органов исполнительной власти приступил к внедрению риск-ориентированного надзора, что позволило пересмотреть методические подходы к планированию контрольно-надзорных мероприятий, выделить приоритеты и сконцентрировать усилия на проверке объектов предпринимательской деятельности с высоким потенциальным риском причинения вреда, прежде всего здоровью человека.

Необходимость применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) обусловлена статьей 8.1 Федерального закон №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены «Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности» (далее - Правила).

Перечень категорий риска или классов опасности, применяемый при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, включает 6 категорий риска и соответствующие им 6 классов опасности. Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска установлены «Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре» с учетом Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806.

Установленные критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска учитывают тяжесть и вероятность потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Наибольшие показатели тяжести потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований установлены для деятельности, связанной с водоподготовкой и транспортировкой питьевой воды. Высокие показатели тяжести потенциального вреда установлены для деятельности по производству пищевых продуктов, деятельности лечебно-профилактических организаций, в том числе родильных домов, санаторно-курортных учреждений, организаций, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, деятельности бассейнов, аквапарков, деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов. Значительные показатели тяжести потенциального риска установлены для деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, деятельности общеобразовательных организаций, дошкольных образовательных организаций и ряда других видов деятельности.

При оценке вероятности несоблюдения обязательных требований анализируется имеющаяся информация о результатах ранее проведенных проверок юридического лица или индивидуального предпринимателя и назначенных административных наказаниях за нарушение обязательных требований.

Кроме того, методическими рекомендациями, утвержденными Роспотребнадзором, при расчете потенциального риска учитывается численность населения, находящегося под воздействием объекта надзора, которая зависит от количества оказываемых услуг или объема вырабатываемой продукции, наличия санитарно-защитной зоны и её размера, числа работников, продолжительности работы объекта.

В Правилах отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности предусмотрена возможность как повышения класса опасности, так и его понижение.

Так, например, категория риска и класс опасности объектов государственного надзора повышаются при наличии в течение последних 3 лет 2 постановлений и более по делу об административном правонарушении.

Категория риска и класс опасности объектов надзора понижаются в случае отсутствия при последней проверке правонарушений и предписаний об устранении нарушений обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации.

В настоящее время Управлением ведется работа по актуализации перечня подконтрольных объектов и присвоению им классов опасности и категорий риска.

Роспотребнадзором обеспечена доступность информации о подконтрольных объектах, подлежащих федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору: на официальном сайте Роспотребнадзора размещена информация из перечней объектов государственного надзора, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска (http://risk.rospotrebnadzor.ru/search/).

С внедрением риск-ориентированного подхода сократилось проведение плановых проверок в отношении объектов с умеренным риском, которые могут проверяться планово не чаще, чем 1 раз в 6 лет, а все субъекты низкого потенциального риска не включены в план проверок на 2018 год. В структуре плана проверок увеличена доля субъектов надзора, относящихся к первым трём классам опасности с чрезвычайно высоким, высоким и значительным риском (это в основном крупные предприятия пищевой промышленности, водопроводно-канализационного хозяйства, крупные лечебно-профилактические учреждения, центральные районные больницы). Наибольшую часть проверок составляют объекты воспитания и образования (детские сады, общеобразовательные учреждения, детские летние оздоровительные учреждения), имеющие большое социальное значение.

Таким образом, основными факторами при выборе Управлением объектов, подлежащих плановому федеральному государственному контролю, являются высокая потенциальная опасность (риск) причинения вреда здоровью человека в результате деятельности объектов, а также принцип добросовестности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в части соблюдения обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации.

 

docx
Скачать текст
DOCX, 17.2 Кб

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International